Wyrmheart Allan Karmine (allan_karmine) wrote in ua_bal,
Wyrmheart Allan Karmine
allan_karmine
ua_bal

Category:

Мужская бальная униформа 1860-х: о, эта тень мундира - черный фрак. Ч2.

Что было ближе к телу, и в каком порядке всё надеть?

Возвращаясь к мысли о том, что современный кавалер не стремится (и, в общем-то, не вынужден технически) реконструировать полностью белье к балу, я начну с описания минимально достаточной рубашки. Можно сказать, что нарядная рубашка, оставаясь все еще нижним бельем, служила дополнительной подкладкой под фрак – поэтому ее почти не было видно, и нельзя было в большинстве случаев демонстрировать на публике рукава. Таким образом, строгим нарушением бального дресс-кода (если кто еще не знал) будет появление на балу в рубашке и жилете без пиджака. Такое, «со скрипом», возможно лишь на пикнике молодежи, довольно знакомой друг с другом, и не на глазах у солидных людей при этом.

Тем более, если на вас пиджак (фрак, сюртук, визитка), никто не увидит, что рубашка не историческая. Основное – чтобы воротник был «стойка», вокруг которого можно повязать шейный платок. И манжеты, желательно, не на пуговицах, а под запонки. Желающие реконструировать, берите лен или хлопок, и шейте, не забывая делать декоративные элементы (см. илл. 4.1). Иногда нарядные рубашки (dress shirt) были даже вышитыми [1].

Но при этом рубашка не всегда была самым нижним нательным предметом одежды, под нее надевали иногда сорочку (undershirt) (см. илл. 4.2) [1].
Соответственно, одновременно с ней внизу джентльмен носил подштанники (
drawers) (см. илл. 4.3) [1].

4.24.34.4

На ногах ансамбль завершался вязаными носками (см. илл. 4.4[2], 4.5).Знакомая картина? Подумайте о неизменности мужского наряда за полтора века, и почему он называется классическим – а потом мы скроем это все под брюками на подтяжках, жилетом (см. илл.4.6, 4.7)[2], и завершим, например, фраком.

4.54.64.7

Шейный платок, который уже упоминался выше, галстук или ранняя узкая «бабочка», стягивающий ворот рубашки – тоже обязательный элемент (см. илл. 4.8).

Цилиндр, который, как говорится, надо надевать не все похороны, кроме собственных, джентльмен носил на улице, снимая его, естественно, при входе в помещение – поэтому единственная оказия потанцевать в цилиндре в наше время в зале – это steampunk-бал, или карнавал, но никак не историческое событие.

4.8

Панцирь общественного положения

Напоследок, для желающих подискутровать на тему допустимых нарядов для балов эпохи Гражданской Войны США (или, скажем, рубежа периода перед ней и ее начала), хочу предложить следующее исследование.

Немалую роль в следовании европейскому стилю сыграл конфликт, стимулировавший моду на одинаковость, но не все было так просто. Жители государств Северной Америки – во многих отраслях традиционалисты (неважно, Англия была родиной их предков, Голландия, Франция или Испания), что привело к некоторой задержке в развитии моды, меньшей для дам, и большей для кавалеров. Еще можно поговорить о влиянии каких-то колониальных или местных этнических факторов, но я не силен усмотреть их в данный момент – уж это мы точно можем оставить для дальнейших исследований. Скажем по простому, заводить себе специальный черный шелковый или из высококачественной шерсти фрак (а в 1850-е годы речь шла именно о фраке, как верхней части костюма, а не обо всем комплекте) могли позволить себе не все любители вечеринок, но…

Но тут лучше отобрать слово у меня, и отдать его, в целях разъяснений современнику.

Эдвард Ферреро, северянин, известный танцмейстер и автор руководств по устроению балов и обучению социальным танцам, в своем руководстве 1859-го года, изъясняясь витиевато в каждом пункте, прочно привязывает наряд человека с его образом и принятием в обществе; можно сказать, делает костюм материальной частью этикета:

«Всяк, кто циркулирует в обществе, сколь бы ни было велико его отвращение ко множеству абсурдных тонкостей, обязан, тем не менее, в определенной степени, подстраиваться под требования общества. Превалирующие привычки являют собой совокупную идею членов общества, и противостоять им означает вызвать в адрес нарушителя раздражение, насмешки и отторжение».

…И сразу же подводит базис под появление всеобщей бальной повинности:

«В модном мире, читатель должен всегда помнить, что насмешка есть оружие наиболее доступное и естественное, кое можно применить для нанесения вреда кому-либо, и потому надлежит быть максимально осмотрительным. Любых заметных отличий в манерах и внешнем виде, таким образом, стоит избегать. Каждый ищет повода посмеяться над другими, и, если вас пометили, как дичь для стрел остроумия и сатиры, потеря места в касте людей, чьим мнением нельзя пренебрегать безнаказанно, обеспечена».

Казалось бы, логично ожидать простого и емкого описания костюма для кавалера, но не все так просто. Автор взывает, используя собственные нравоучения и цитаты из людей, заслуживающих доверия, например, лорда Честерфилда –«У меня не получается не составлять определенное мнение о разумности мужчины и его характере по его костюму» - или Шекспира – «Мир вводят в заблуждение украшения» - к мужчинам, требуя от них сдержанности в имидже, и взывает довольно обстоятельно, на нескольких страницах. Одна из фраз уже практически поясняет смысл черного фрака:

«Костюм джентльмена должен быть таковым, что не приводит ни к каким выводам, кроме как об опрятности и уместности».

Но при этом остается загадкой, зачем столько слов, если он уже был в моде? Ответ приходит незамедлительно, если продолжать терпеливо следовать за мыслью мистера Ферреро:

«Природная независимось американского духа относится с презрением ко множеству строгих общественных норм, признанных без доказательств в Англии и на континенте. Так, наряд, который многие из наших соотечественников привыкли надевать для собраний и частных вечеров, вызвал бы серьезное возмущение за границей. Сюртук (frock coat) не потерпели бы ни на мгновение в любом пристойном (fashionable) обществе в Европе, и, неважно, считать ли такое отношение предубежденным или каким-либо еще, но стоит признать, что, по мнению автора, [ношение сюртука на бал] все же есть нарушение хорошего тона, и не подходит для бальной залы или частного собрания.

Тем не менее, автор не стал бы лишать права называться джентльменом любого, кто надел сюртук [на бал], ибо капризная богиня Мода способна вытерпеть порой такое отношение в Америке; но, если общепринятые всеми рафинированными и лощеными членами общества нормы исключили бы такой наряд, как в Европе, то его ношение бросало бы вызов мнению окружающих, на что истинный джентльмен был бы неспособен».

Сокращая сослагательное наклонение, мы получаем простую формулу: мужчины, не стесняясь, носили еще в 1859 году на балы что-то еще, кроме черного фрака, и это было настолько повсеместно, что авторы книг об утонченности пытались всячески убедить их так не делать. И это как раз прекрасное поле для экспериментальных салонов и балов по эпохе – показать некоторую, возможно, провинциальную, непосредственность, с сюртуке, пестром жилете и с ярким бантом на шее на вечере танцев (см. илл. 5.1).

5.1

С другой стороны, следует помнить, что большинство людей имело небогатый гардероб. Средний американец, возможно, обладал одним комплектом одежды для особых случаев (церкви, балы и вечеринки и т.д.), другим для повседневной работы в конторе, магазине, для визитов или поездок в город, и третьим для тяжелой, грязной работы на заводе или на ферме. Только богатые люди могли себе позволить фраки для мужчин и шелковые платья для дам, сшитые исключительно для праздников и балов. Большинство историков моды считают, что американцы наряжались в свои лучшие костюмы и платья на бал. Балы устраивали все классов, включая рабов. Таким образом, то, что носилось на балу, больше зависело от социального класса и богатства, а не от того, что диктовала книга этикета.[ЛКФ]

Но, в то же время, у Элиаса Хоу (E. Howe), современника мистера Ферреро, уже в 1858 году мы находим простую и емкую рекомендацию в разделе «бальный наряд джентльмена»: некогда объяснять, тебе нужен черный фрачный костюм с белым жилетом. То же самое мы видим в послевоенное время, но уже даже без поддержки морализаторских книг, просто в императиве. Мужчина не должен выглядеть смешным, и в этом ему поможет черная униформа, защита от насмешек. Точка.
1. http://passionforthepast.blogspot.com/2012/07/ive-received-several-e-mails-asking-me.html
2. http://www.memorialhall.mass.edu/activities/dressup/notflash/1860_man.html

Tags: Америка, белье, костюм, середина века
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments